31.10.2023
О деменции
Часто можно слышать от наших клиентов такое выражение - "когнитивный тренинг". А есть еще когнитивная стимуляция. Одно ли это и то же и что нужно больным, страдающим деменцией?
❗️Когнитивный тренинг - это целенаправленная тренировка определенных когнитивных функций.
Например, памяти или речи. Обычно когнитивный тренинг не такой уж увлекательный, как и любая тренировка. В когнитивном тренинге могут быть цели, до которых пациент должен доработать, развить и натренировать.
❗️Когнитивная стимуляция - это, скорее, активность, которой человек увлечен, но конкретно определенные функции не тренируются.
Например: рисование по номерам - вполне увлекательное занятие, но задача не в том, чтобы научиться различать цвета и цифры, а в том, чтобы провести с удовольствием и пользой время.
При когнитивной стимуляции, конечно, задействуются когнитивные функции, но не тренируется какая-то определенная. Цели, до которой нужно дойти, тут тоже может и не быть. И измерить эффект сложно.
Получается, что это и полезно, и приятно, но стоит ли овчинка выделки? Так ли нужны эти тренинги и стимуляции?
И то, и то полезно, но существенных доказательств 100%-ой пользы в предотвращении деменции научный мир пока не дает. Но занимаясь, мы определенно наращиваем когнитивный запас. Что, возможно, поможет нам с вами в будущем.
В общем, любые занятия, которыми можно увлечь вашего больного человека. Ничего, что потом что-то нужно будет переделывать. Зато какое-то время больной будет занят. Старайтесь делать всё вместе.
Предложу вам ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ, которыми можно заняться с человеком, страдающим деменцией.
ВАЖНО:
ПРИМЕРЫ:
Назвать (записать) разные слова, которые начинаются на слог МА- (ЛО-; КО- и т.п.)
Найти в группах слово, которое лишнее (не соответствует данной группе):
Написать слова в обратном порядке:
Предложить подопечному продолжить пословицы и поговорки:
Приготовьте карточки с названиями месяцев (днями недели):
Нарисовать на циферблате стрелками:
Взять некоторое количество разных геометрических фигур разного цвета:
Разгадывание кроссвордов
В таблице среди разбросанных букв, найти спрятанные слова (покупаются специальные пособия или можно сделать самим, но это дольше, конечно)
Словодел - из букв составляются слова
Нарисовать фигуры в зеркальном отражении
Попросить подопечного повторить 3 (5) слов, (для подопечного проговаривать слова медленно и несколько раз):
Приготовьте несколько кругов разного цвета. Под каждым кругом написан словами не тот цвет, который у этого круга:
Попросить подопечного назвать или написать цвет каждого слова:
Попросить написать подопечного группы из:
Попросить подопечного ответить на вопросы:
ПОМНИТЕ:
Самое важное в общении сейчас – не обмен информацией, знаниями, не задавание продвигающих вопросов или анализ ситуации, а обмен эмоциями. Дайте понять своему больному человеку, что вы его любите.
Занимаетесь ли вы со своими больными?
Если да, то чем?
❗️Когнитивный тренинг - это целенаправленная тренировка определенных когнитивных функций.
Например, памяти или речи. Обычно когнитивный тренинг не такой уж увлекательный, как и любая тренировка. В когнитивном тренинге могут быть цели, до которых пациент должен доработать, развить и натренировать.
❗️Когнитивная стимуляция - это, скорее, активность, которой человек увлечен, но конкретно определенные функции не тренируются.
Например: рисование по номерам - вполне увлекательное занятие, но задача не в том, чтобы научиться различать цвета и цифры, а в том, чтобы провести с удовольствием и пользой время.
При когнитивной стимуляции, конечно, задействуются когнитивные функции, но не тренируется какая-то определенная. Цели, до которой нужно дойти, тут тоже может и не быть. И измерить эффект сложно.
Получается, что это и полезно, и приятно, но стоит ли овчинка выделки? Так ли нужны эти тренинги и стимуляции?
И то, и то полезно, но существенных доказательств 100%-ой пользы в предотвращении деменции научный мир пока не дает. Но занимаясь, мы определенно наращиваем когнитивный запас. Что, возможно, поможет нам с вами в будущем.
Однако, если тренировать определенные функции (завязывание шнурков, как держать ложку или зубную щетку, застегивать пуговицы и тд), или проводить время с больным, раскрашивая мандалы или вылепливая снеговиков, то качество жизни семьи с близким с деменцией несомненно может стать чуть лучше.
Когнитивной стимуляцией могут прекрасно также стать:
- любые посильные домашние дела (пылесос, протирание пыли, мытье посуды, смена постельного белья и т.п.);
- любое творчество, вызывающее интерес;
- настольные игры;
- танцы, прослушивание музыки прошлых лет;
- совместный просмотр фотоальбомов;
-
пальчиковая гимнастика...
ВАЖНО:
- Выбирайте то, что понравится именно вашему больному.
- Не стоит навязывать эти занятия.
- Занятия чередуйте: сегодня позанимались лепкой, завтра - рисованием, послезавтра еще чем-то.
Назвать (записать) разные слова, которые начинаются на слог МА- (ЛО-; КО- и т.п.)
- машина
- маска
- малыш…
Найти в группах слово, которое лишнее (не соответствует данной группе):
- вилка, ложка, утюг, нож
- треугольник, куб, стол, прямоугольник
- кофта, юбка, брюки, шкаф
- зеленый, газета, белый, красный, синий
- весна, дерево, осень, лето, зима
- тюльпан, роза, садовник, ромашка
- Катя, Наталья, Вера, Степан
Написать слова в обратном порядке:
- лук – кул
- ложка – акжол
- стол – лотс
- молоко - околом
- самовар – равомас...
Предложить подопечному продолжить пословицы и поговорки:
- Без труда …
- В тихом омуте …
- Кто рано встает …
- В здоровом теле …
Приготовьте карточки с названиями месяцев (днями недели):
- сложить их в правильной последовательности
- сложить их в обратной последовательности
- сложить их по временам года
Нарисовать на циферблате стрелками:
- время ужина
- время обеда
- время завтрака
Взять некоторое количество разных геометрических фигур разного цвета:
- сложить их по группам по цветам
- сложить одинаковые фигуры
Разгадывание кроссвордов
В таблице среди разбросанных букв, найти спрятанные слова (покупаются специальные пособия или можно сделать самим, но это дольше, конечно)
Словодел - из букв составляются слова
Нарисовать фигуры в зеркальном отражении
Попросить подопечного повторить 3 (5) слов, (для подопечного проговаривать слова медленно и несколько раз):
- кукла, магазин, автобус
- мука, лошадь, театр
Приготовьте несколько кругов разного цвета. Под каждым кругом написан словами не тот цвет, который у этого круга:
- попросить подопечного назвать правильный цвет кружочка
- попросить показать правильный цвет для каждого круга
Попросить подопечного назвать или написать цвет каждого слова:
- небо _________
- облака _________
- апельсин _________
- помидор ____________
- огурец ______________
Попросить написать подопечного группы из:
- 10 названий птиц
- 10 названий цветков
- 10 женских имен
- 10 мужских имен
- 10 названий животных
- 10 названий продуктов из магазина
Попросить подопечного ответить на вопросы:
- какой сегодня день недели?
- сколько минут в одном часе?
- какое время суток (года) сейчас?
- сколько времени надо на принятие душа?
ПОМНИТЕ:
Самое важное в общении сейчас – не обмен информацией, знаниями, не задавание продвигающих вопросов или анализ ситуации, а обмен эмоциями. Дайте понять своему больному человеку, что вы его любите.
Если да, то чем?
Консультации по уходу можно получить у менеджеров патронажного центра «Время Заботы» по тел. +7 499 713 00 50
Автор: Наталья Глазова